Эта статья – продолжения наших размышлений по поводу работы ведущего экзистенциальной группы со сложными психотическими терапевтическими случаями в групповой терапии. Начало этим размышлениям было положено в статье «Взлеты и падения: на пути к экзистенциальной психопатологии» [1]. Авторы надеются, что эта работа станет очередным вкладом в построение экзистенциальной психопатологии, зарождающейся в русле экзистенциальной традиции.
Известная поговорка утверждает, что «Не ошибается только тот, кто ничего не делает». Говорят, также, что единожды могут ошибиться только сапёры. Фатальными могут стать ошибки хирургов и врачей-диагностов. Травматичными для людей могут быть и ошибки психологов и психотерапевтов. Однако в последних случаях страшны не столько совершенные ошибки и даже не возможные их последствия, сколько их игнорирование, умалчивание и отказ от поиска решений, позволяющих минимизировать риск повторение допущенных ошибок.
Как мы уже писали в предыдущей статье, и в нашей работе ведущих экзистенциальных групп были допущены некоторые ошибки, приведшие к острым психотическим срывам у некоторых, особо сложных участников экзистенциальных групп. В данной статье мы делимся результатами многолетнего анализа допущенных ошибок и несколькими конкретными практическими рекомендациями самим себе, следование которым позволит нам минимизировать подобные случаи на последующих терапевтических группах.
Тематически, наши рекомендации можно подразделить на три блока: 1. дополнения к правилам групповой работы; 2. рекомендации общего характера; 3. практические рекомендации по работе с наиболее часто встречающимися трудностями участников экзистенциальной группы, находящихся на грани психотического срыва.
- I. Дополнения к правилам групповой работы
Как показывает практика, большинство участников, как и многие клиенты на индивидуальных консультациях, приходят на экзистенциальную группу с ожиданием чуда, что все их проблемы решаться как по мановению волшебной палочки ведущего, стоит им лишь побывать на группе, скажем, Есельсона или Алексейчика. Чтобы закрыть эту «лазейку» и расставить все точки над I, мы предлагаем внести дополнения к правилу, которое мы называем «правилом голограммы».
Напомним, это правило утверждает, что групповая жизнь – это отражение, голограмма большой жизни участников. Т.е., их поведение, реакции, действия, высказывания на группе являются типичными и они точно также высказываются, действуют и реагируют в подобных жизненных ситуациях: конфликтах, кризисах, при принятии важных решений и т.п. Исходя из чего, на экзистенциальной терапевтической группе можно не только обнаружить свои привычные способы взаимодействия с другими людьми, свои реакции и переживания, но и в безопасной обстановке и в дружественном окружении опробовать иные, ранее не знакомые способы жизни.
Вместе с этим правилом, мы рекомендуем в начале групповой работы озвучивать и следующие четыре дополнения к нему:
- То, что происходит в группе: опыт, построенные взаимоотношения, какие бы то ни было изменения – это возможности, потенциалы, а не программы, не матрицы.
- Возможные изменения происходят только в душе, мир вокруг автоматически не меняется.
- В группе делается только первый шаг, душевное усилие, а продолжение начавшихся на группе изменений возможно в большой жизни.
- Качественные изменения в жизни возможны только при условии продолжения активной, деятельной работы участника над собой по окончании группы.
- II. Рекомендации общего плана
Приведенные здесь рекомендации – это наш ответ на реальные ситуации, с которыми мы сталкивались в процессе групповой работы и, в которых ведущим были допущены те или иные ошибки. Надеемся, что они помогут вам избежать этих ошибок и облегчат работу с «трудными» участниками группы.
Ведущим необходимо обращать особое внимание на возможные театрализации: А) расхождение между демонстрируемыми человеком эмоциями и другими переживаниями и откликами на них остальных участников. Если никто в группе не отзывается, не проникается демонстрируемыми страданиями, болью, обязательно акцентировать на этом всеобщее внимание. Б) Расхождение между эмоциональным «выступлением» и дальнейшим «выключением» человека из групповой работы. Он никак не реагирует или, вообще, не замечает откликов других участников на представленную, якобы важную или болезненную для него тему. Также обращать на этот факт внимание отключившегося участника и всей группы. Прояснять, что это может значить для «выключившегося» человека.
Проявлять особую бдительность, если в высказываниях, запросах или поведении участника не на что опереться: А) запросы постоянно меняются, важное вчера становится совсем неважным или, вообще, забывается сегодня. Б) Большое количество косвенных, либо, вообще, не относящихся к описываемой ситуации деталей, прорех, нестыковок фактов в представляемой участником истории. В) Чрезмерная активность в группе: «Все про меня», или требуют чрезмерного группового внимания к своей персоне. Г) Наоборот, чрезмерная пассивность: «Все фигня, ничего не цепляет». Д) запросы участников-рецидивистов не подтверждаются хотя бы попытками изменений в жизни.
В особо сложных или подозрительных случаях не стоит «хвататься» за кажущиеся реальными запросы участников. Не желательны интервенции! Лучше строго следовать принципу экзистенциального консультирования: «на шаг позади клиента». Сосредоточить внимание не столько на предъявленном участником запросе, сколько на детальном прояснении ситуации: чем она важна в жизни человека? Почему он до сих пор за нее держится? Что он потеряет, реализовав свой запрос?
Участников необходимо максимально включать в реальную жизнь и отношения в группе. С этой целью нужно минимизировать всяческие мистификации: поиски родных, близких, аналогий с ситуациями из своей жизни и т.п. Реальность – это только то, что происходит здесь, в кругу. Любые элементы психодрамы еще больше расшатывают и дестабилизируют и без того неустойчивую психику «трудного» участника.
Ведущим, ни при каких обстоятельствах, ни прямым, ни косвенным образом, не стоит занимать чьей-либо стороны в возможных групповых конфликтах. Соблюдать абсолютный нейтралитет и беспристрастность!
III. Практические рекомендации
В этом разделе мы хотим представить вам ряд практических возможностей для преодоления нескольких конкретных трудностей, препятствующих: ведущему – в реализации взятых на себя обязательств, а участникам – в разрешении своего терапевтического запроса. Под трудностями здесь мы понимаем особенности поведенческих реакций участников, могущих свидетельствовать об их психической неустойчивости. На экзистенциальных группах нам наиболее часто встречаются проявления следующих особенностей: 1. отгороженность, абсолютная замкнутость в себе; 2. чрезмерная неопределенность или соскальзывание; 3. истерические и им подобные поведенческие реакции; 4. Нецеленаправленное мышление и похожие состояния. Рассмотрим теперь несколько практических решений, обеспечивающих возможность индивидуального подхода к работе с каждой из этих трудностей.
«Ушел в себя. Вернусь нескоро!» В известной поговорке говорится: «В каждой шутке есть доля шутки, а все остальное – правда». Так и в приведенной шутке о наших участниках-молчунах большая часть является правдой. На группе они, либо отмалчиваются и не проявляют своих переживаний даже на невербальном уровне, либо демонстрируют равнодушие, безразличие или позицию «у меня все ок». Поэтому, памятуя о еще одно известной мудрости: «В тихом омуте…», ведущему не стоит оставлять «молчунов» один-на-один с их «чертями». Для активизации таких участников мы предлагаем использовать следующие возможности: 1. Задавать прямой вопрос: «Что с вами сейчас происходит?» И добиваться более или менее внятного ответа на него. В качестве облегченной, немного юмористической вариации подойдет вопрос: «О чем Вы молчите?» 2. В случае отговорок, продолжения отмалчивания или прямых просьб к ведущему оставить их в покое, имеет смысл попробовать обратить на этих слушателей внимание группы. С этой целью ведущий может обратиться к группе с вопросами, типа: «А что происходит с вами, когда один из вас «сидит в засаде?» 3. Если другим участникам не удается взбодрить «молчуна», ведущий может прибегнуть к терапевтическим провокациям или более жестким интервенциям: наступить на ногу или любым иным доступным способом включить его в групповую жизнь, хотя бы на физическом уровне, в пределах разумного, конечно. Это возможно в тех случаях, когда, например, участник заявляет, что он ничего не чувствует, что его ничто и никто не «цепляет» и т.п. 4. в исключительных случаях, ведущим имеет смысл просить тотальных молчунов показать дневниковые записи предыдущих дней групповой работы. Иногда безопасность человека может быть важнее соблюдения принципа конфиденциальности.
Для повышения эффективности работы с теми, кто часто «меняет показания» или «соскальзывает» с предложенной им самим темы, ведущий может разбивать их запрос на промежуточные задачи. Скрупулезно фиксировать их на бумаге и работать только над их последовательным решением, пресекая попытки такого участника отступить от заявленных и подтвержденных аспектов своей проблемы. Задачи эти должны быть максимально простыми (для выполнения в группе), конкретными и сугубо практическими, а их результаты очевидными и однозначными. Например, если человек заявляет проблему выбора, ведущий постоянно предлагает ему делать выборы в группе: кому вы сейчас говорите? От кого конкретно хотите получить ответ? Кто вам может помочь?..
Из всех приведенных здесь трудностей чаще всего на терапевтических группах встречаются участники с истерическими поведенческими реакциями. Это про них в народе говорят: «Тянет одеяло на себя». Основными особенностями этих людей являются потребность в постоянном внимании к своей персоне, они не терпят конкуренции, могут часами говорить о чем угодно, лишь бы «выступить», считают себя экспертами практически по всем обсуждаемым в группе вопросам, зачастую вступают в конфронтацию либо с ведущим, либо с другими участниками, либо начинают противопоставлять себя всей группе. Ведущему нужно довольно жестко их ограничивать и устанавливать строго определенные рамки. Ограничивать истериков необходимо постепенно, в малых дозах, но последовательно, постоянно сужая их всеобъемлющее пространство до средне групповых пределов. Один из наших коллег поделился примером продуктивного «укращения» подобных участников. На терапевтическую группу пришел весьма преуспевающий господин. Когда до него дошла очередь предъявить свой запрос, он заявил: «Я пришел посмотреть, что вы мне можете дать». Ведущий на это ему предложил: «А не лучше ли вам задуматься над тем, что вы готовы взять?» Такой ответ на выпад участника сразу «поставило его на место» и помог ему перестроиться с позиции критичного наблюдателя на терапевтическую.
О Нецеленаправленности мышления могут свидетельствовать:1. неконкретные высказывания участника, когда никому в группе непонятно, что он имеет в виду. 2. Когда человек говорит вроде бы в плоскости заданного вопроса, в его ответе звучит основная тема, но внятного финала нет. Т.е., после окончания высказывания нет ощущения завершенности. 3. в таком высказывании невозможно услышать отношения человека к проговариваемому. В этих случаях наблюдаются рассогласование вербальных и невербальных сигналов. 4. В крайних проявлениях начинает с одной темы, а заканчивает другой, совершенно не относящейся к первоначальной. Образно говоря, это проявление Нецеленаправленного мышления можно проиллюстрировать известной поговоркой: «Начали за здравие, закончили за упокой».
Участникам, страдающим Нецеленаправленным мышлением, нужны «костыли». 1. промежуточные элементарные ориентиры для ответа на вопрос, подразумевающий пространный или объемнуй ответ. 2. В особо тяжелых случаях ведущему лучше задавать закрытые вопросы, подразумевающие конкретный ответ «Да» или «Нет». 3. При пространном ответе обо всем и не о чем: А) возвращать к вопросу. Б) Задавать направление ответа словесной формулой: «Как верующий, как психолог, как человек и т.п. я считаю» и ответ на поставленный вопрос. В) Постоянно обращаться к зафиксированным «показаниям» и сверять с ними то, что сейчас говорится: какое отношение ваши слова имеют к запросу или заявленной проблеме?
В заключение, остается сказать несколько слов о случаях, когда психика человека оказывается серьезно расшатанной, ему не на что опереться и он начинает терять связь с групповой реальностью. В этих случаях ведущему нужно внимательно смотреть, вокруг чего можно «собрать» рассыпающуюся реальность этого участника. Очевидно, что этим стержнем должен стать какой-либо безусловно реальный для него самого факт групповой жизни или собственных переживаний. Главное, чтобы человек самостоятельно признал реальность своих страха, тревоги, боли или какого-то значимого для него события групповой жизни, от которых он готов сбежать даже в психоз. В особо тяжелых случаях мы рекомендуем ведущим заострять внимание такого участника исключительно на позитивных аспектах его бытия и работать на их укрепление. Это могут быть и сильные стороны его личности, которые он проявил на группе и которые могут подтвердить другие участники; и любые его достижения, пусть даже самые минимальные; и настоящие отношения, если такие сложились у него с кем-нибудь из участников и т.п. Для остановки «побега» участника в психоз и возвращения его в реальность групповой жизни подойдет любой его реальный позитивный опыт, полученный или обнаруженный на группе.
Также очевидно, что «беглецов» ни в коем случае нельзя прессинговать, чего-либо от них добиваясь. Повторимся: либо строгое соблюдение принципа «на шаг позади клиента», либо мягкие интервенции, направленные на укрепление их позитивного опыта или обнаружение, скрупулезное исследование и утверждение реальных фактов, которые по тем или иным причинам не могут быть приняты или пережиты человеком в данный момент. Главной задачей ведущего в этих случаях становится не работа, скажем, со страхами участника, а всестороннее их рассмотрение и принятие: Что конкретно пугает? Чему угрожает? Что с вами случится, если вы примете пугающий факт? Что или кто может помочь встретить и пережить пугающее? И т.п.
Мы надеемся, что собранные здесь рекомендации окажутся полезными в вашей работе с группами экзистенциального опыта или в индивидуальных консультациях психически неустойчивых клиентов. Надеемся также и на то, что они облегчат вам встречу с описанными здесь трудностями, помогут с честью их преодолевать и оказывать более эффективную психологическую помощь людям, особо в ней нуждающимся.
Литература
1.Большанин А., Зеленов К. Взлеты и падения: на пути к экзистенциальной психопатологии. // «Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия». - №23, с.: 12-15.